Покупка автомобиля с пробегом: риски
Заказать судебное представительство в арбитражных и районных судах ЗаказатьВ нашей стране за последние 20 лет неуклонно развивается вторичный рынок транспорта. С появлением интернет-сайтов, агрегирующих объявления физических лиц и автосалонов поиск подходящей машины упрощается в разы. Но вместе с тем растут и риски приобретения техники с обременением, со скрытыми недостатками, совершенствуются мошеннические схемы.
Итак, при выборе автомобиля по объявлению смотрим соответствие средней рыночной цене по параметрам года выпуска и пробега. Заниженная более чем на 15% стоимость должна вызвать скепсис, особенно при наличии заверений «продаю срочно, цена до послезавтра». В такой ситуации собственнику проще было бы реализовать машину в автосалон и сразу получить желаемую сумму. Кроме того, заниженная стоимость может говорить о состоянии транспорта хуже среднего, т.е. с учетом нормального естественного износа: ненадлежащая эксплуатация, в т.ч. в качестве такси, «скрученный пробег», повреждения, полученные в ДТП.
Также стоит обратить внимание на наличие/отсутствие вмешательств в конструкцию транспортного средства. Это могут быть шины с дисками, выхлопная система, занижение или лифт подвески, дополнительное свето-звуковое оборудование, бампера, дуги безопасности, не предусмотренные производителем. Сюда же можно отнести и корректировку программного обеспечения блока управления двигателем (чип-тюнинг), правда при осмотре сотрудником при регистрации это не будет выявлено. Отдельно стоит отметить наличие газобаллонного оборудования, оно подлежит обязательному согласованию и внесению в документацию ТС.
В большинстве автомобилей выяснить такой «анамнез» можно лишь путем инструментального физического осмотра по косвенным признакам, электронная диагностика не покажет полной картины. Отсюда вывод, что перед покупкой подержанного авто необходима консультация независимого технического специалиста. Если продавец отказывается от визита в автосервис на осмотр за ваш счет, это должно вызвать как минимум недоверие. Сведения о ДТП можно поискать на официальном сайте ГИБДД. Но фактически произошедшее событие может быть не зарегистрировано, а в даже случае указания на него по имеющимся данным невозможно оценить уровень повреждений.
Далее, риски юридические:
Ограничение регистрационных действий, арест имущества. Актуальную информацию можно получить на официальном сайте ГИБДД. Не лишним будет проверить наличие открытых исполнительных производств в отношении продавца на сайте ФССП. Маловероятно, но все же возможно, что через несколько дней после продажи авто будет наложено ограничение регистрации по «свежему» исполнительному производству.
Имущество в залоге. Существует единый реестр уведомлений о залогах движимого имущества, однако публикация таких сообщений залогодержателем не является обязательной по закону. Если вам известно, что продавец приобретал транспорт на кредитные средства, требуйте показать справку о выплате. При этом в СТС не проставляется отметка об обременениях.
Нечитаемые серийные номера кузова/двигателя/рамы. Значительное препятствие к регистрации ТС, кроме того может указывать на криминальные действия. В лучшем случае потребуется экспертиза за ваш счет с целью установления причины повреждения кодовых обозначений. В некоторых случаях коррозия ВИН-кода является особенностью модели.
Учет иностранного государства. В таких объявлениях будет указано «учет государства ближнего зарубежья, научу как ездить». Да, ездить можно, но не на всех номерах и не бесконечно. Здесь нужно решать индивидуально. Помимо этого, из некоторых стран статистически гораздо чаще приходят автомобили с сомнительной репутацией, нежели из других.
Участие третьего лица. В случае покупки через автосалон как посредника риски в этой части будут минимальны. С физическими лицами сложнее. Зачастую случается ситуация, когда некое третье лицо действует от имени собственника без документального подтверждения, предоставляя договор купли-продажи уже с подписью продавца. В идеале, в таком случае необходима действующая нотариальная доверенность на совершение действий с ТС, сведения о которой вносятся в ДКП.
Отсутствие гарантии производителя. Этот аспект касается трех-пятилетних автомобилей. Условием продления гарантии в подавляющем большинстве случаев является прохождение текущего технического обслуживания своевременно и в авторизованных сервисах, сведения вносятся в техническую книжку. На практике же бывают случаи, когда отметка и печать сервисного центра имеются, а сведения в базу производителя/дилера не внесены, что будет являться формальным основанием к отказу в гарантийном ремонте. Сведения о прохождении ТО можно увидеть посредством личного кабинета владельца автомобиля, либо выяснить в авторизованных сервисах по имеющимся данным.
Важный момент – физическое, либо юридическое лицо передает покупателю транспортное средство пригодное к безопасной эксплуатации и отсутствие притязаний со стороны третьих лиц, если иное не указано в соглашении. Увы, это не означает отличное состояние, либо «вложений не требует». Таким образом, предъявить претензии, в особенности продавцу – физическому лицу и по незначительным недостаткам, будет весьма проблематично.
Следовательно, перед покупкой имеет смысл изучить данные по автомобилю через публичные доступные базы данных. Имеются и платные сервисы, предоставляющие интегрированный отчет по транспортному средству: ФССП, ГИБДД, реестр сообщений о залогах, информация от страховщиков ОСАГО и некоторая другая информация. Помимо этого, набирают популярность услуги автоподбора, что может снизить риски и увеличить географию поиска.
Юрист юридической фирмы
Правовое бюро «Трибун» Жаворонков Юрий.